Поначалу жизнь его складывалась как нельзя лучше. 1937 год семья Шавгулидзе отметила радостным событием: молодой Тенгиз успешно окончил Московский электромеханический институт инженеров транспорта. Особую гордость за сына ощущал его отец Евгений Ананьевич простой машинист локомотива и одновременно талантливый изобретатель-самоучка. Вскоре молодой Шавгулидзе зарекомендовал себя достойным преемником своего отца. В первый же год после института вместе с отцом нашел удачное техническое решение, а чуть позже получил самостоятельное авторское свидетельство.
Судьба человека порой совершает такие крутые повороты, которые не способно нарисовать самое богатое воображение. Именно так случилось с инженером-железнодорожником Тенгизом Евгеньевичем Шавгулидзе.
Деятельность оружейных мастерских на временно оккупированной территории Белоруссии является свидетельством мужества и силы духа советских людей, не покорившихся врагу, изыскивавших любую возможность для нанесения ущерба захватчикам. Об одном из таких партизанских умельцев хочется рассказать поподробнее.
Архивные материалы, мемуарная литература, другие источники свидетельствуют о том, что в умелых руках партизанских оружейников оживала даже тяжелая боевая техника, оставшаяся в непригодном для эксплуатации состоянии в лесах Белоруссии при отступлении частей Красной Армии или захваченная у врага. Так, в 1-й Белорусской бригаде Витебской области в январе сентябре 1942 года было отремонтировано четыре танка, четыре артиллерийских орудия, изготовлено из найденных труб три батальонных миномета. В партизанской бригаде им. М.В. Фрунзе Витебской области было восстановлено несколько отечественных пушек и подбитый немецкий танк, а в Сенненской бригаде этой же области средний танк Т-34 и бронемашина. Из отремонтированных орудий и минометов во многих партизанских формированиях организовывались артиллерийские батареи, а в бригадах Лепельской им. И.В. Сталина, Россонской им. И.В. Сталина и Чашникской «Дубова» были сформированы даже артиллерийские дивизионы. Восстановленная техника использовалась партизанами при разгроме фашистских гарнизонов и во время других боевых операций.
Из подручных материалов народные мстители создавали управляемые мины, мины мгновенного и замедленного действия, подрывные устройства сюрпризы. «Проявляя сметку и изобретательность, писал историк Н. Азясский, партизанские умельцы усовершенствовали многие образцы имевшейся в отрядах минно-подрывной техники. В результате арсенал партизанских диверсионных групп пополнился необходимыми, порой совершенно неожиданными видами мин, секрет которых был известен только изобретателю и исполнителю диверсионной акции.
Ощутимая помощь оказывалась народным мстителям с Большой земли. Только по линии БШПД партизаны Белоруссии в годы войны получили из-за линии фронта около 553 000 кг тола, свыше 188 000 ручных гранат, более 101 000 диверсионных мин. Однако на протяжении всего времени партизанской борьбы производство взрывных устройств в самих партизанских подразделениях оставалось одной из первостепенных задач. В связи с этим широкое распространение получила добыча партизанскими мастерами взрывчатых веществ из неразорвавшихся авиабомб, снарядов, других боеприпасов. Так, в Гомельском партизанском соединении только с 1 мая по 1 августа 1943 года таким путем было получено 8,5 тонны тола.
Партизаны Белоруссии вели активную диверсионную деятельность на вражеских коммуникациях. За весь период борьбы в тылу захватчиков ими пущено под откос 11 128 немецких эшелонов и 34 бронепоезда, подорвано и уничтожено более 18 700 автомашин, взорвано, сожжено и разрушено 819 железнодорожных и 4710 других мостов, перебито более 300 тыс. рельсов. Удары по путям сообщения противника сочетались с диверсионными актами патриотов в учреждениях оккупантов, на промышленных предприятиях, аэродромах, складах, базах, других объектах. В этих условиях огромное значение приобретало наличие у партизан подрывных средств.
Народные мстители с любовью и уважением относились к своему самодельному оружию. По отзывам многих из них, пистолеты-пулеметы, изготовленные в лесных мастерских, действовали не хуже заводских. Достаточно высоко оценивали их и специалисты. В одном из документов инженерно-технического отдела БШПД качество партизанских пистолетов-пулеметов названо «вполне удовлетворительным».
Имеются данные о том, что один из первых партизанских пистолетов-пулеметов самодельный ППШ был сделан в партизанской бригаде «Разгром» Минской области летом 1942 года. В 1943-1944 годах их изготовление было развернуто во многих партизанских формированиях. Некоторое представление об этом дают коллекции самодельных пистолетов-пулеметов, хранящихся в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, Московском музее современной истории и Музее Вооруженных сил. Их экспонаты показывают работу мастерских 18 бригад и одного отдельного партизанского отряда, действовавших на территории семи областей республики. В действительности же география этого производства автоматического оружия была еще более широкой.
Широкое распространение в партизанских отрядах и бригадах получило производство самодельного автоматического оружия, в основном пистолетов-пулеметов. Стремление народных мстителей обладать как можно большим количеством этих технических средств борьбы с врагом вызывалось их боевыми качествами пистолеты-пулеметы отвечали требованиям быстротечного ближнего боя, создавали высокую плотность огня и не стесняли маневра партизан.
Широко использовались также рационализаторские и изобретательские способности партизан. Наряду с ремонтом оружия и его производством по известным образцам многие партизанские умельцы развернули большую конструкторскую работу. В отчете начальника инженерно-технического отдела БШПД (Белорусского штаба партизанского движения) майора А.И. Иволгина о деятельности отдела за период с 15 февраля по 1 сентября 1944 года по этому поводу, в частности, сообщалось: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений». С 1 января по 1 августа 1944 года на экспертизу в БШПД от партизан поступило 43 рационализаторских и изобретательских предложения. Из них 21 предложение было одобрено, и по ним развернуто производство в партизанских соединениях, 13 предложений отклонено, 4 предложения рецензированы и отправлены на дальнейшее заключение в соответствующие управления и по 5 предложениям от авторов были запрошены дополнительные сведения и чертежи.
Во многих партизанских отрядах для этих целей создавались специальные мастерские, где трудились сведущие в технике люди местные рабочие, инженеры и техники, сельские механизаторы, технический персонал из числа военнослужащих Красной Армии, оказавшихся в силу различных причин на оккупированной территории. Им приходилось преодолевать огромные трудности. В подавляющем большинстве случаев партизанские мастерские имели примитивное оборудование, ощущался острейший недостаток инструментов. Тем не менее результативность труда мастеров была высокой. Работая с большим энтузиазмом, они делали буквально невозможное собирали вполне качественное оружие из, казалось бы, негодных частей, металлического лома, подручных материалов. Так, например, в мастерской партизанской бригады им. В.П. Чкалова Барановичского соединения, созданной в феврале 1943 года, было отремонтировано 1250 винтовок, изготовлено к ним около 1600 деталей, отремонтировано 278 пистолетов-пулеметов, 120 пистолетов, сделано 500 лож и прикладов к винтовкам и пулеметам.
ДЛЯ борьбы с нацистами советским людям требовалось большое количество оружия. Чтобы добыть его в сложнейших условиях оккупации, приходилось изыскивать самые различные пути. В партизанских отрядах создавались поисковые группы, которые с помощью местного населения собирали оружие на местах боев 1941 года. Еще одним из важнейших источников пополнения боевых средств стали трофеи партизан. Значительную помощь боевыми средствами оказывал тыл. Однако в условиях постоянного роста численности партизанских формирований все это не могло в полной мере удовлетворить потребности народных мстителей. Партизаны были вынуждены часто ремонтировать вооружение, организовывать на местах изготовление самодельного оружия.
Ремонт оружия в партизанской оружейной мастерской
В годы Великой Отечественной войны всенародная борьба в тылу немецко-фашистских войск приобрела огромный размах. С первых дней оккупации в занятых врагом районах Белоруссии развернулось мощное партизанское движение. В населенных пунктах, контролировавшихся гитлеровцами, возникли и активно действовали многочисленные советские подпольные организации. Одной из ведущих форм всенародной борьбы против захватчиков стал массовый срыв населением их политических, экономических и военных мероприятий. Только в рядах партизан и подпольщиков Белоруссии героически боролись с гитлеровскими оккупантами более 440 000 патриотов. Они внесли значительный вклад в освобождение родной земли от фашистов.
Оружейники: Партизанский конструктор-самородок
        Май 2007 года
Приглашаем авторов
Читайте в феврале
Оружейники: Партизанский конструктор-самородок Журнал «Братишка»
Комментариев нет:
Отправить комментарий